Биология — наука о жизни. Жизнь пчелы мы здесь будем рассматривать в свете следующих основных разделов биологии: систематики, морфологии, эмбриологии, физиологии и экологии. Систематика изучает пчел с точки зрения положения их в животном мире. Систематика не только регистрирует и определяет положение пчелы среди других животных, но, что самое главное, дает биологическую характеристику различных рас пчел и этим облегчает работу по селекции пчел.
Задачей морфологии является изучение строения тела пчелы, ее органов и т. д. Такое изучение имеет большое практическое значение. Так, знание строения дыхательной системы пчелы позволило установить пути проникновения паразита при заболевании пчел ака-розом; знание размера тела трех особей пчелиной семьи (матки, трутня, рабочей пчелы) использовано в пчеловодной технике для отделения матки или трутня от рабочих пчел (ганемановская решетка) и т. д. Эмбриология занимается изучением развития пчелы из яйца, формирования ее органов, развития пчелы, ее образования. Эти знания широко используются при искусственном выводе маток.
Физиология занята изучением вопросов о различных функциях органов пчелы, их отправлениях. Как происходит у пчелы дыхание, как идет газообмен; как происходит процесс пищеварения у пчелы и т. д. — такое изучение есть объект физиологии. Эти знания дают нам возможность устанавливать, какие корма необходимы для пчел, как производить расчеты вентиляции зимовника, улья и т. д.
Мы должны изучить вопрос о том, каковы взаимоотношения между пчелами и обитаемой ими средой; как пчелы поддерживают себя в этой среде, т. е. как они размножаются, и как размножение зависит от внешних условий и т. д. Такого рода изучение пчелы составляет объект экологии. Знание местных условий, жизни пчелиной семьи, уменье создать необходимые условия для повышения жизнедеятельности семьи и использовать силу семьи в нужный момент являются одними из основных и решающих условий получения большой товарной продукции от пчел.
Изучение естественного размножения пчел внутри семьи позволило пче-ловоду активно вмешиваться в ход развития силы семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчел в семье и необходимом количестве, активное вмешательство в жизнь пчел разрешило вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного меда и носка.
Наконец, изучение поведения пчел позволяет нам широко использовать инстинкты и рефлексы пчел для практических целей. I искусственное роение, искусственный вывод маток, дрессировка пчел на определенные виды растений в целях их опыления и повышения медосбора — все эти приемы основаны на знании биологии пчелиной семьи. Поэтому, чтобы овладеть техникой пчеловодства, изучить приемы и методы работы пчеловодов, необходимо в первую очередь изучить биологию пчелиной семьи.